Услуги репетитора

Качественная, профессиональная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, подготовка к урокам и олимпиадам по авторским методикам от финалиста Всероссийского конкурса "Учитель года", обладателя премии Президента РФ "Лучшие учителя России" Разработанные мной курсы представляют собой пошаговые инструкции, выполнение которых приводит к эффективному результату. Слушатели курсов получают все необходимые дидактические и методические материалы для успешного прохождения ГИА. Дистанционные занятия (Скайп) не уступают по качеству очным занятиям.
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com

С уважением: Историк.RU (об авторе)


Подготовка к ГИА по истории и обществознанию Преимущества курса Стоимость курса Стоимость услуг репетитора

Заказать курс или услуги репетитора


История Средних веков.

6 класс

(Перейти к каталогу уроков)

Подготовка к ГИА по истории

(Перейти к каталогу)

Христианская церковь в раннее средневековье

Многое в жизни людей средневековой Европы определяло христианство. Наводнившие Римскую империю в IV–V вв. варварские племена под действием проповеди христианских миссионеров быстро обращались в христианство. Почему эта религия стала господствовать в Европе в Средние века? Какие были особенности и преимущества христианства?

Каталог материалов

Базовые знания
Презентации
Лекции и мнения
Видео и аудиоматериалы
Проверь себя!
Литература для самоподготовки
  • - Учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, задания, тесты


  • Базовые знания


    Что необходимо знать и уметь


    Раскрывать
    - значение принятия Хлодвигом христианства.
    Объяснять
    - значение принятия христианства европейскими народами.
    Охарактеризовать
    - общественное устройство германских племён, объяснять, в чём состояли его отличия от римских порядков.
    Характеризовать
    - организацию христианской церкви, жизнь монахов, устройство монастыря
    Сравнивать
    - положение чёрного и белого духовенства
    Объяснять
    - значение понятий и терминов: христиане, язычники, церковь, папа римский, епископ, аббат, монах, монастырь, обет, духовенство, прихожане, миряне, келья, пергамент

    Вернуться к каталогу материалов


    Основные даты и события

    756 г. — создание Папского государства

    1054 г. — разделение (схизма) христианской церкви на католическую и православную


    Вернуться к каталогу материалов


    Термины и понятия

    церковь — 1) в широком смысле слова ― сообщество всех христиан; 2) в узком смысле слова ― здание, где совершаются религиозные обряды; то же самое, что храм.

    духовенство — группа людей, посвятивших свою жизнь служению Богу. Духовенство делят на белое (священники) и чёрное (монахи).

    миряне — группа людей, которые продолжали жить обычными делами и заботами.

    аббатство - крупный монастырь

    аббат - настоятель монастыря

    феодал - крупный землевладелец, получающий ренту от зависимых крестьян.

    рента - натуральная или денежная плата за пользование землёй феодала.

    династия - ряд сменяющих друг друга правителей, происходящих из одной семьи или из одного рода

    Вернуться к каталогу материалов

    Персоналии

    Хлодвиг - основатель Франкского королевства (481‒511 гг.). Он был потомком франкского вождя по имени Меровей, чьё имя легло в основу названия династии, поэтому франкские короли, правившие в V–VIII вв., назывались Меровингами.

    Вернуться к каталогу материалов


    Презентации

    Христианская церковь в средние века



    Внимание!

    Данный фрагмент ресурса является элементом совместной деятельности
    Вы можете редактировать опубликованную презентацию, перейдя по ссылке

    При редактировании презентации, пожалуйста указывайте авторство и источник, соблюдайте авторские права!

    Вернуться к каталогу материалов


    Лекции и мнения

    Выбор христианской веры


    В IV в. христианство стало господствующей религией в Римской империи. Отличие христианства от язычества заключалось, прежде всего, в том, что это была вера в одного Бога. Очевидным достоинством христианства стала более человечная мораль. Например, христианство решительно отказалось от бытовавшей среди язычников-варваров практики человеческих жертвоприношений. Учение о вере и потустороннем мире в христианстве по сравнению с язычеством казалось менее фантастическим.
    Преимуществом христианства было единство сообщества христиан, единая церковь. Вера значительного количества людей в единого Бога делала их более сплочёнными и организованными. Вожди варварских племён принимали христианство для того, чтобы стать частью римского сообщества, приобщиться к римской культуре. После того как вожди или короли варваров принимали христианство, они заставляли принять новую веру своих воинов и соплеменников. Слово «церковь» имеет несколько значений. Нам нужны два из них.
    1) в широком смысле слова ― сообщество всех христиан;
    2) в узком смысле слова ― здание, где совершаются религиозные обряды; то же самое, что храм.
    Вспомним, что Пипин Короткий для разрешения спора между майордомами и Меровингами обратился за помощью к Папе Римскому — главе христианской церкви. Значит, в середине VIII века для франков слово папы имело большое значение. Когда же франки перестали быть язычниками и стали христианами?
    Случилось это при Хлодвиге (конец V в.). Сначала христианство принял король и его дружина, а потом и все франки. Зачем Хлодвигу это понадобилось? Хлодвиг, видимо, понимал, что вера в единого Бога объединяет людей, церковь укрепляет авторитет правителя, влияет на верующих. Хлодвиг выделил ей земли, дарил ценные вещи, а руководители христианской церкви помогали ему создавать указы, убеждали население в том, что действия короля угодны Богу.
    В храмах стали вести богослужения, посвящённые Христу. Везде это происходило не на германском языке, а на латинском; распространилась и латинская письменность. Как вы уже знаете, христианство со временем было принято и другими государствами Западной Европы. Главой всей христианской церкви являлся Папа Римский. Для управления церковью в отдельном государстве он назначал епископов . Аббаты руководили монастырями, священники вели богослужения и наставляли верующих. Верующие одного населённого пункта обычно посещали один храм, их стали называть прихожане, а все вместе они составляли церковный приход
    С принятием христианства всё население разделилось на две большие группы: духовенство (группа людей, посвятивших свою жизнь служению Богу) и мирян (группа людей, которые продолжали жить обычными делами и заботами).
    К духовенству относятся: папа римский, епископы, аббаты, простые монахи, священники, а к мирянам — все остальные верующие. Духовенство делят на белое (священники) и чёрное (монахи).
    Все христиане должны были платить в пользу церкви десятину — налог, составляющий десятую часть дохода человека. В Средние века большинство населения Европы занималось крестьянским трудом, поэтому в виде десятины отдавали часть выращенного урожая и скота. На эти средства содержались священнослужители и церковь, строились храмы, монастыри и т.д.
    Источник: Учебник Фоксфорд

    Вернуться к каталогу материалов


    Иерархия христианской церкви


    Входящие в церковь люди составляют иерархию ― систему чинов и должностей, расположенных от низших к высшим в порядке их подчинённости. Рассмотрим здесь иерархию католической церкви.
    Люди, обладающие властью или особыми полномочиями в церкви, называются духовенством, или клиром. Высшая духовная власть в католической церкви принадлежит римскому папе. Особо приближённые к римскому папе церковнослужители называются кардиналами, они выполняют наиболее ответственные поручения папы. В случае смерти римского папы кардиналы на общем совете выбирают нового папу. Ниже кардиналов в церковной иерархии находятся архиепископы и епископы, которым подчиняются все священнослужители и верующие на определённых территориях. Небольшие христианские общины при храмах возглавляют священники (пресвитеры). В повседневных богослужениях и в хозяйственных делах священникам помогают дьяконы.
    Духовенство делится на белое и чёрное в зависимости от отношения к монашеству. Монахом (по-гречески «одинокий») считают человека, который дал особые обещания (клятвы) перед Богом. Все монахи относятся к чёрному духовенству. Белое духовенство ― служители церкви, которые не стали принимать монашество.
    Монашеские клятвы предполагают строгое исполнение христианских предписаний, постоянное пребывание в молитве, отказ от вступления в брак и собственности, ограничения в приёме пищи и др. Чтобы никто не мешал монахам молиться и выполнять свои обеты, они уходили подальше от людей и жили в одиночестве, становились отшельниками. Многим монахам было трудно жить в одиночестве, и они стали жить группами в специально организованных местах ― монастырях. Монастырь отгораживался от внешнего мира стеной. Выходить за пределы монастыря монахи могли только по разрешению главного священника ― настоятеля монастыря. Крупные монастыри назывались аббатствами, а их настоятелей называли аббатами. Распорядок жизни в монастыре был подчинён списку правил, который назывался уставом.
    Монастыри ― главные центры культуры
    Получившие распространение в раннее Средневековье монастыри стали играть важную роль в сохранении культурного наследия античности и формировании самобытной культуры варварских королевств. Большая часть населения средневековой Европы занималась крестьянским трудом, поэтому не испытывала нужды в получении образования. Даже короли и их придворные зачастую не умели читать и писать. В условиях всеобщей безграмотности духовенство оказалось самой образованной частью населения Европы, ведь для совершения богослужений и чтения молитв им необходимо было иметь дело с книгами.
    При монастырях появлялись библиотеки. В специально организованных монастырских мастерских — скрипториях — переписывали старые и создавали новые книги. Работа над книгой была очень трудоёмкой. Материалом для письма служил пергамент, который делали из особым образом выделанной телячьей кожи. Для того чтобы произвести одну книгу, нужна была кожа нескольких десятков или даже сотен телят. Каждую страницу книги требовалось написать от руки красивым почерком. Отдельные страницы книг украшались разноцветными орнаментами и иллюстрациями ― миниатюрами. Обложку книги могли украсить драгоценными металлами и камнями. Готовая книга приобретала баснословную цену, её покупка была доступна только состоятельным людям.
    Книги античных авторов, если их содержание не сильно противоречило христианству, переписывались монахами наравне с творениями отцов церкви. Благодаря монастырским скрипториям до нас в виде копий дошли произведения многих античных авторов: Платона, Аристотеля, Гиппократа и др.
    При храмах и монастырях работали школы, в которых обучали детей грамоте. Языком образованных людей считалась латынь, на ней писалось большинство книг, королевских грамот, законов. Научившимся читать и писать людям открывались для изучения так называемые «семь свободных искусств». Первая часть «свободных искусств» называлась тривиум (по-латыни «трёхпутье») и состояла из трёх наук о языке: грамматики (умение правильно писать), риторики (умение красиво говорить) и диалектики (умение правильно, логично рассуждать). Вторая часть «свободных искусств» изучалась после тривиума, т. к. считалась сложнее. Она называлась квадривиум (по-латыни «четырёхпутье») и предполагала изучение законов чисел на примере следующих дисциплин: арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Под музыкой понималась наука об исчислении музыкальных интервалов. Все названные дисциплины изучались по книгам античных авторов. Человек, который постиг «семь свободных искусств», мог перейти к изучению христианского вероучения, богословия ― самой уважаемой в то время науки.
    Источник: Учебник Фоксфорд

    Вернуться к каталогу материалов


    Церковь и государство


    В последнее столетие существования Западной Римской империи роль церкви в государстве возрастала. Например, сохранились предания о том, как римский папа Лев I Великий несколько раз спасал Рим от варваров. В 452 г. в Италию вторглось племя гуннов во главе с вождём Аттилой. Разграбив ряд городов, гунны неожиданно покинули римские земли. Согласно преданию, Лев I Великий отправился на переговоры с Аттилой и сумел убедить его не нападать на Рим. Второй случай, когда Лев I Великий спас Рим, относится к 455 г. Тогда вандалы во главе с Гейзерихом захватили Рим и начали беспощадно грабить город. Считается, что римский папа уговорил вождя варваров пощадить жителей города и не грабить христианские храмы.
    В период существования варварских королевств христианские епископы часто выступали в качестве посредников при переговорах правителей друг с другом. Договоры, между королями, скреплялись клятвой, которую зачастую приносили в присутствии епископа. Таким образом, церковь, выступала гарантом соблюдения договорённостей между правителями. Если засвидетельствованный церковью договор нарушался, то она налагала наказание на нарушителя. Наказание могло заключаться в отлучение от церкви. Человек, которого отлучали от церкви, не допускался к участию в христианских обрядах. Люди, принёсшие такому человеку клятву, освобождались от связанных с клятвой обязательств. Римский папа мог отлучить от церкви даже короля.
    Поводом к церковному наказанию был грех ― нарушение норм христианской морали. В Средние века человеку, тем более королю, трудно было не совершать грехов. Частые войны, в которых участвовали короли и их воины, сопровождались убийствами, грабежами и другими нарушениями церковных предписаний. Римский папа мог как наказать за грехи, так и простить их, поэтому даже самые могущественные короли старались поддерживать дружеские отношения с римским папой.
    Войны между варварскими королевствами зачастую объяснялись религиозными причинами. Правители считали, что их враги достойны наказания или порабощения, т. к. являются еретиками или, что ещё хуже, ― язычниками. Кого считать еретиком или язычником, решал римский папа.
    Король франков Пипин Короткий, чтобы заручиться поддержкой католической церкви, в 756 г. подарил римскому папе Стефану II земли в центральной Италии, отвоёванные незадолго до этого у лангобардов. Подаренные земли на многие столетия стали владением римского папы. Так, глава католической церкви стал правителем собственного государства ― Папской области.
    Источник: Учебник Фоксфорд

    Вернуться к каталогу материалов


    Видеоматериалы

    Христианская церковь в ранее Средневековье. Видеоурок 2. История 6 класс. Онлайн-Школа


    Источник: Онлайн-Школа с 1 по 11 класс

    Вернуться к каталогу материалов


    Образование варварских королевств. Франки в VI-VIII вв. Христианская церковь в раннее Средневековье. РЭШ


    Источник: История 6 класс. РЭШ

    Источник: Урок 2. Образование варварских королевств. Франки в VI-VIII вв. Христианская церковь в раннее Средневековье. РЭШ

    Вернуться к каталогу материалов


    Проверь себя!

    Онлайн тестирование

    1. Какое из этих понятий имеет отношение к материальному обеспечению духовенства?





    2. Место, где душа мучается искупая свои грехи (строго определенный срок)-





    3. В каком веке христианская церковь разделилась на западную и восточную?





    4. Для западной или восточной церкви характерен данный признак: единый язык богослужений- латынь?





    5. Религия, господствовавшая в средневековой Европе






    6. Определите последовательность событий

    А. Новейшее время
    Б. Новое время
    В. Древний мир
    Г. Средние века





    7. Осквернение, бессмысленная порча памятников культуры?





    8. Хронологические рамки Великого переселения народов





    9. Жестокий и коварный правитель королевства Франков





    10. Где было создано королевство франков?





    11. В чём состоит важность победы франков при Пуатье в 732 году?





    12. Как назывался первый свод законов Франкского королевства?





    13. Какой год считается границей между Древним миром и Средними веками?





    Итого баллов:

    Источники

    - Онлайн-школа №1


    - ИнтернетУрок


    Вернуться к каталогу материалов


    Литература для самоподготовки

    Учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, задания, тесты


    Учебники федерального перечня Минпросвещения России

    - Агибалова Е. В.: Учебник по всеобщей истории. История Средних веков - 6 класс. Живое Средневековье


    - Агибалова Е. В.: Учебник по всеобщей истории. История Средних веков - 6 класс. § 2. Христианская церковь в раннее Средневековье


    Уроки «Российской электронной школы»

    - Урок 2. Образование варварских королевств. Франки в VI-VIII вв. Христианская церковь в раннее Средневековье


    Фоксфорд

    - Христианская церковь средних веков


    ИнтернетУрок

    - Церковь и духовенство


    Онлайн-школа №1

    - Христианская церковь в раннее средневековье.